Технологии изготовления Оренбургских платков Новости по теме Где можно купить? Связь с нами |
Кружевных дел мастераОренбургское пуховязание - редкий тип народного творчества, сохранивший старинные традиции, преумноживший многовековую славу, ставший торговой маркой современной России. Истоки промысла относятся к 17 веку. Три века назад на Южном Урале, обжитом скотоводами, преобладал резкий континентальный климат. Чтобы выдержать морозы, местные жители вычесывали пух и вязали из него поддевки и шарфы. С появлением в тех местах русских переселенцев, вступивших с аборигенами в торговые отношения, связаны первые сведения о предметах одежды из козьего пуха. Такое смелое предположение “извлекать пользу из коз” высказал известный русский ученый, исследователь Оренбургского края П.И. Рычков в специальном докладе Академии наук. Вскоре его супруга Алена Денисьевна представила Вольному экономическому обществу пряжу, изготовленную из пуха местной породы коз. Так в Оренбуржье появился пуховязальный промысел. Путем длительного отбора и селекции была выведена пуховая коза. Эту породу, не имеющую аналогов в мире, назвали “оренбургской”. Утверждают, что в популяризации оренбургских платков немалая заслуга солдат и офицеров армии Бонопарта, которые при отступлении в 1812 году спасались от лютых морозов, завернувшись в теплые шали, предварительно конфискованные у русских крестьянок. Однако широкую известность в Европе оренбургский платок получил после Всемирной выставки в 1862 году. Именно тогда в знаменитом Лондонском “хрустальном дворце” среди сотен других экспонатов были представлены шесть изящных пуховых платков, связанных оренбургской казачкой Марьей Усковой. Со временем, когда слава об оренбургских пуховницах достигла европейских столиц, а кружевные изделия получили признание на международных выставках в Париже и Брюсселе, сувенирами из России заинтересовались светские львицы, купцы и коллекционеры. Позднее, в 1941 году под Москвой, функциональные достоинства платков смогли оценить солдаты Вермахта. СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА На выставке в Пензе было представлено 70 пуховых платков. В том числе самые красивые в мире из села “ Желтое”, где зародился промысел и находиться современный центр пуховязания. По месту исторического расположения эти шедевры народного искусства так и называются - “желтинские”. Среди них есть особо уникальные. При относительно больших размерах 1,5 на 1,5 метра, они весят от 30 до 100 грамм. Некоторые платочки умещаются в обыкновенном яйце и легко проходят сквозь обручальное кольцо. Но прежде, чем на свет появится белоснежная паутинка, надо проделать не менее 14-16 кропотливых технологических ручных операций. А самый теплый в мире платок – “губерлинский”. Есть на Южном Урале местечко - поселок “Губерля”, речка с одноименным названием, “губерлинские” горы, на склонах которых пасутся “губерлинские козы”. От них то и начесывают легкий и эластичный “губерлинский” пух, на разрыв такой же крепкий, как шерсть кашмирской козы. Говорят, его используют даже в космонавтике. Для утепления скафандров. Секреты изготовления пуха и мастерство, отточенное до искусства, делают оренбургский платок уникальным. Каждый из образцов добротный и легкий, но имеет неповторимый узор. Попытки повторить оренбургскую вязку ни к чему не приводят. Не тот пух, технологии и мастерство. Обычно на веретене вяжут отдельную пуховую ниточку, которая равномерно скручивается с шелковой или хлопковой. При вязке теплых платков используется хлопчатобумажная нитка, ажурных - шелковая. Конечно, молодые пуховницы добавляют в промысел что-то новое, но четыре обязательных элемента: кайма, юбочка, обвязка и центр, сохраняются. Кстати, пензенские кружевницы также используют при вязке платков оренбургский пух. ГРАЦИОЗНАЯ ПОСТУПЬ РОССИИ В селах Оренбуржья по сей день вяжут теплые вещи: кофты, свитера, носки и варежки; плотные платки и шали. Но в среде ценителей искусства и коллекционеров огромным спросом пользуются изделия известной еще в СССР мастерицы Анны Яковлевны Паутиной. Когда в Россию приезжают иностранные знаменитости им дарят платки ее ручной работы. Недавно обладательницей такого подарка стала примадонна мировой оперы Монсерат Кабалье. На творческие подвиги Анну Яковлевну вдохновляет супруг. Вместе они прядут пух, вяжут платки и распевают русские народные песни. Под стать хозяевам дом Паутиных, такой же кружевной, как оренбургский платок. К известной династии южноуральских пуховязальщиц относится Инна Ишмухаметова. Ее изделия - настоящие художественные произведения, которым место в музеях и частных коллекциях. “Для меня спицы все равно, что для художника кисти, а для скульптора резец”, - говорит она о себе. Вершиной такого творчества являются тематические платки. Одна мастерица связала платок с гербом СССР. Другое ажурное чудо на мотивы -сказок А.С. Пушкина с петушками, буквами и вензелями В пензенской экспозиции представлен платок, где среди кружевных паутинок читается слово “ Оренбург”. Сегодня платок постепенно утрачивает свою функциональность и перемещается с головы на плечи, легко трансформируясь из головного убора в женскую одежду. Особенно популярны платки у модельеров. Все чаще на подиумах можно увидеть грациозных красавиц, подобно лебедушкам выплывающих в легких накидках, просторных пончо и изящных манто. Знаменитый кутерье Валентин Юдашкин шьет из платков модели современных свадебных платьев, а на показе высокой моды в Англии два российских дизайнера показали пуховые шали с кистями из бахромы. Эти модели, подчеркивающие красоту женских форм, вызывают особый ажиотаж у прекрасной половины человечества. В последнее время в мире моды появилось новое направление - кружевные платки-накидки с ручной вышивкой-аппликацией. Один из таких экземпляров подарили солистке ансамбля “ Золотое кольцо” Надежде Кадышевой. “Кроме центра пуховязания, объединяющего 40 энтузиастов, есть в Оренбурге пуховязальная фабрика. На ней часто размещают заказы иностранцы. Недавно были японцы. Теперь приехали англичане. Но ручная вязка остается вне конкуренции. Кроме городов России мы принимаем участие на зарубежных выставках и ярмарках. Иностранцы приходят в восторг от наших “паутинок”, их шелковистости и неповторимости узоров. Жители российских городов, выезжающие в Европу и США, также берут их в качестве русских сувениров”, - рассказывает экскурсовод Тамара Синельникова. Самые изящные оренбургские платки ценятся очень высоко. В Пензу привезли недорогие экземпляры по цене от 220 до 400 рублей, которые быстро расхватали. Многие пензенцы желали бы попасть на выставку. Только не все знают, где находится в Пензе дом народного творчества. Ищут его в районе зоопарка. |